Main menu

Вы здесь

»

Восприятия в миллисекундах

                     Психофизиология восприятия натурального дерева - почему успех измеряется в миллисекундах?

       Российский учёный доктор Аникеев и Мэри Поттер (Mary Potter), профессор Института исследования мозга и когнитивных процессов Массачусетского Технологического Университета (Brain and Cognitive Sciences at MIT), вместе с группой ученых в ходе ряда экспериментов открыла факт, что человеческому мозгу требуется всего лишь 13 миллисекунд, чтобы обработать любую иллюстрацию. К слову, предыдущие опыты Поттер демонстрировали результат в 100 миллисекунд.

В новой серии экспериментов испытуемым ставили задачу уловить среди дюжины на высокой скорости сменяющих друг друга изображений конкретные элементы: пикник или улыбающуюся пару. Изображения сменяли друг друга на скорости от 13 до 80 миллисекунд.

«Тот факт, что испытуемые смогли сделать это на такой высокой скорости, свидетельствует в пользу того, что наше зрение не просто смотрит, а ищет смыслы. Собственно, это и есть то, что наш мозг ощущает окружающую среду и делает в течение всего дня — пытается понять то, что чувствует организм человека и видят наши глаза. Такая высокая скорость мышления позволяет коже и глазам не просто собирать информацию и доставлять ее в центральную нервную систему, но и искать именно недостающие для полного понимания изображения смыслы или пазлы», — объясняет доктор Аникеев и Мэри Поттер.

После того, как изображение попадает на сетчатку, вся информация о нем тут же передается в зрительную область головного мозга. Чтобы проверить результаты прошлого опыта, ученые последовательно увеличивали скорость смены изображений, пока ответы испытуемых не перестали быть удовлетворительными.

Исследователи ожидали спад когнитивной производительности на скорости в 50 миллисекунд, потому как результаты прошлых опытов доказывали, что именно за это время изображение передается по цепочке из сетчатки в нейроны мозга, а затем — на предыдущие звенья обработки для сбора дополнительной информации, позволяющей наиболее полноценно идентифицировать конкретный объект или сцену. Однако поначалу был достигнут порог в 40 миллисекунд, затем в 27, и наконец, в 13, что потребовало пересмотра некоторых положений, которыми ученые и руководствовались в ходе эксперимента.

Вероятно, многие из вас задумались: 13 миллисекунд — насколько это быстро? Что ж, пожалуйста, включите свет в темной комнате. Так вот, ваш мозг обрабатывает ощущения и визуальную информацию на 3 миллисекунды быстрее, чем зажигается свет лампочки.

Выводы, сделанные учеными, следующие:

1. Визуальная информация из сетчатки и от нервных окончаний (точек пунктуры) находящихся на коже попадает прямиком в те области мозга, которые отвечают за обработку чувственных и зрительных сигналов. При этом необходимости обращаться к другим участкам мозга для интерпретации информации не возникает — изображение воспринимается сразу как некий целостный образ, не требующий вербализации, т. е. человек не должен сам себе в ходе внутреннего диалога объяснять, что именно он видит. Следовательно, скорость обработки информации становится выше.

«Способность мозга обрабатывать чувства и зрительную информацию быстрее дает ему возможность направить усилия на более эффективный сбор дополнительной информации, — поясняет Поттер. — В случае, когда одновременно представлены текст и изображения, наш мозг всегда будет в первую очередь интерпретировать картинку».

2. Изображения, применяющиеся на лендингах/страницах сайтов eCommerce или на страницах брендов/бизнесов в социальных сетях, должны быть неразрывно связаны с контентом по смыслу. Заголовок сообщений важен не менее изображения, поэтому эти элементы должны быть взаимно релевантны (можно рассматривать эту закономерность как парафраз «правила точного соответствия или вхождения»). Головной мозг интерпретирует изображение и тут же посылает нам сигнал, что делать дальше — читать контент, поделиться им или проигнорировать. По счастливой случайности, эти 3 действия — основные в мире интернета.

3. Наши нейроны продолжают обрабатывать информацию и осмысливать как чувствительные так и визуальные образы, которые уже находятся вне поля зрения. Именно поэтому бренды создают яркие и привлекательные графические логотипы. Мы быстро «понимаем» картинки, но после можем дополнительно еще некоторое время мысленно просматривать их, извлекая из своей памяти.

Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал и очистить разум?

Знаете ли вы, что такое камера сенсорной депривации (чаще их называют флоатинг-капсулами, от английского слова float — свободно плавать, держаться на поверхности)? Это наполненный водным раствором английской соли резервуар, погружаясь в который, человек лишается способности что-либо ощущать.

Звучит как сумасшествие, однако результаты многих научных исследований доказывают, что кратковременное пребывание в камере сенсорной депривации имеет несколько положительных моментов:

«Короткие периоды сенсорной депривации хорошо сказываются на психическом здоровье человека и активизируют процессы внутреннего подсознательного анализа; в то же время длительная или вынужденная сенсорная депривация вызывает чувство тревоги и страха, может стать причиной возникновения галлюцинаций или глубокой депрессии».

Что такое сенсорная депривация?

Сенсорная депривация — это частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия.

В совершенно немыслимом, на первый взгляд, состоянии абсолютной сенсорной депривации человек полностью изолирован от каких-либо внешних раздражителей: никаких звуков, запахов, визуальных образов или тактильных ощущений. Согласитесь, довольно трудно представить себе, что испытывает человек, находясь в подобном состоянии: о чем он думает, что происходит с его телом, ощущает ли он прикосновения воды и т. д.?

В 1954 году американский нейробиолог Джон Каннингем Лилли (John Cunningham Lilly) с целью исследования природы сознания человека изобрел камеру сенсорной депривации. Однако в ходе многочисленных экспериментов ученый обнаружил, что сам флоатинг (плавание в капсуле) представляет гораздо более интересную область для различных исследований.

Современный сеанс флоатинга проходит следующим образом: вы раздеваетесь, принимаете душ, надеваете специальные затычки для ушей и погружаетесь в коконообразную капсулу, наполненную водным раствором английской соли (382,5 килограмма). Благодаря высокой концентрации соли, предотвращающей риск утонуть, вы легко держитесь на плаву и чувствуете себя практически невесомым.

Забравшись внутрь, вы самостоятельно закрываете дверцу капсулы (она не запирается снаружи, так что вы можете выбраться оттуда в любой момент), ложитесь на спину и в течении следующих 60 минут находитесь наедине со своими мыслями. При этом ваши глаза могут быть как открыты, так и закрыты — кромешная тьма внутри камеры не даст вам почувствовать разницу.

Один из авторов американского журнала Slate Сет Стивенсон (Seth Stevenson) так рассказывает о своем первом опыте флоатинга:

«Однажды утром я вошел в спа-салон La Casa, поднялся по лестнице, зашел в небольшую комнату, снял с себя всю одежду, принял душ и забрался в огромный резервуар с водой. Я закрыл за собой дверцу, погрузился в воду и нажатием одной кнопки выключил весь свет.

Через несколько секунд я осознал, что плаваю в абсолютной тишине и темноте. Признаться честно, это довольно необычное ощущение. Высокая концентрация соли сделала мое тело невесомым — мои лицо, живот и колени казались группой островов посреди небольшого океана».

Как сенсорная депривация влияет на работу мозга?

Принимая в расчет то, что все мы по-разному реагируем на одни и те же ситуации, вполне очевидно, что ощущения, испытанные нами во время пребывания в камерах сенсорной депривации, будут отличаться:

«Первые 15 минут меня не покидала мысль о том, что прийти сюда было не слишком хорошим решением. Я думал о своих планах на вечер, о статьях, над которыми работал, о том, что холодильник дома почти пустой. В общем, я чувствовал себя глупо. Откровенно говоря, поначалу эта капсула действовала мне на нервы. Я был близок к тому, чтобы выбраться из нее и уйти с гордо поднятой головой, расплескав повсюду воду.

Но по прошествии некоторого времени начался процесс трансформации. Сравнить это ощущение можно разве что с действием галлюциногенных грибов: ваше тело настойчиво сигнализирует мозгу “Что-то происходит! Что-то происходит!”, но он при этом никак не реагирует. Когда шторм закончился, я почувствовал, что мой разум очистился от ненужных мыслей. Все казалось необычайно простым и понятным».

Будучи изолированным от влияния каких бы то ни было внешних раздражителей, наш головной мозг резко снижает уровень вырабатываемых гормонов стресса (норадреналина, адреналина, кортизола и т. д.).

Грэм Сэлли (Graham Talley), владелец Центра сенсорной депривации в Портленде, пишет об этом так:

«Отсутствие необходимости постоянно анализировать происходящие вокруг события дает нашему организму возможность снизить уровень гормонов стресса. Вместо этого головной мозг человека активизирует области, ответственные за выработку нейромедиаторов счастья — допамина и эндорфинов.

Находясь в камере сенсорной депривации, человеку не нужно постоянно бороться с гравитацией, так что его мышцам, суставам и костям ничто не мешает полностью расслабиться. Его позвоночник становится на дюйм длиннее, хроническая боль в суставах улетучивается, а тело становится невесомым».

Также во время сеанса флоатинга головной мозг активно генерирует тета-волны. Этот процесс сопровождается яркими воспоминаниями, внезапными озарениями, свободными ассоциациями и творческими решениями. Тем не менее, на протяжении долгого времени ученым не удавалось досконально изучить их влияние, поскольку как только неравная система начинает вырабатывать тета-волны, человек немедленно засыпает:

«Каждый из нас способен генерировать тета-волны. Но проблема заключается в том, что как только этот процесс начинается, мы тут же проваливаемся в сон. Наиболее верным признаком воздействия тета-волн являются яркие эфемерные образы, которые мерещатся нам на протяжении нескольких секунд до того, как мы уснем, или перед тем, как проснемся. Самостоятельно достичь этого состояния и пребывать в нем в течении какого-то времени могут разве что опытные медиаторы.

Находясь во флоатинг-капсуле, человек абсолютно сознательно воспринимает все образы и идеи, которые приходят ему в голову. Более того: тета-волны продолжают стимулировать его воображение в течении нескольких недель после сеанса флоатинга».

Преимущества сенсорной депривации.

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями. Наиболее распространенными из них являются:

  • стресс;
  • депрессии;
  • боязнь принятия решений;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом и т. д.

В 2011 году канадские исследователи также обнаружили, что кратковременная сенсорная депривация положительно сказывается на игре молодых джазовых исполнителей:

«В течении четырех недель 8 студентов — 6 юношей и 2 девушки — проходили сеансы сенсорной депривации. Всего один час в неделю они проводили внутри флоатинг-капсулы, плавая в растворе английской соли, температура которой соответствовала температуре тела участника.

При этом каждый из 8 студентов записал по два пятиминутных трека со своей импровизацией: первая запись была сделана перед началом сеансов флоатинга, вторая — в первую неделю после их окончания. Сравнив полученные записи, ученые обнаружили поразительные отличия между уровнем мастерства участников до и после эксперимента».

Помимо этого, ученые выявили очень странную закономерность: чем больше времени проходит после окончания сеанса флоатинга, тем слабее выражены положительные эффекты:

«Обязательным условием практически всех экспериментов было измерение различных способностей участников сразу после того, как они выходили из флоатинг-капсул. Как оказалось, положительное воздействие кратковременных сеансов сенсорной депривации со временем становится все слабее и слабее».

Вместо заключения: как изолировать себя от внешних раздражителей?

Теперь, когда вам хорошо известно, что такое флоатинг-капсула и как кратковременная сенсорная депривация влияет на организм человека, остается только одно — записаться на сеанс флоатинга.

Однако, если коконо образная капсула, о которой мы сегодня рассказывали, не внушает вам доверия, или же вы просто не чувствуете необходимости немедленно повысить свой творческий потенциал и хотя бы ненадолго спрятаться от всего мира, можно испробовать несколько более мягких форм сенсорного программирования на индивидуальной Матрице Аникеева.

1. Уменьшение количества зрительных импульсов.

Для начала попробуйте полежать в комнате с выключенным светом или опущенными шторами. Если хотите упростить задание, можете использовать обычную повязку на глаза. Старайтесь не двигаться и сосредоточьтесь на окружающем вас шуме — через некоторое время после того, как ваши глаза привыкнут к темноте, вы начнете распознавать звуки, которых не различали в привычной суматохе.

2. Снижение уровня шума

Звуки преследуют нас везде: если это не музыка и не разговор прохожих, то дрель соседа этажом выше; если это не лай собаки под окном и не звук проезжающего мимо автомобиля, то плач маленького ребенка в соседней квартире. Казалось бы, в этом случае вряд ли что-то может помочь, однако попробовать все же стоит.

Вооружитесь парой затычек для ушей, выберите удобное местечко у окна и понаблюдайте какое-то время за до боли знакомыми местами. Вполне возможно, что через некоторое время вы заметите несколько новых объектов в своем дворе, на соседней улице или в квартире дома напротив. :)

3. Изоляция

Не так-то просто избавиться от каких-либо внешних раздражителей, находясь в окружении других людей, поскольку по своей природе человек является достаточно шумным живым существом. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью побыть наедине со своими мыслями, где бы и когда бы вам это не посчастливилось — случись то во флоатинг-капсуле или при занятии на тренажёре Аникеева.

Прекрасного Вам здоровья!

"Продление времени жизни - является самым дорогим товаром."

Заказ

Добавьте товар к заказу
Яндекс.Метрика